Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

История СЖД 1328х336.jpg


От Москвы до Ярославля, Вологды и Костромы

29 мая 1859 года императором Александром II был утвержден Устав Общества Московско-Ярославской железной дороги. Само Общество в составе шести учредителей, главным из которых был Иван Федорович Мамонтов, было сформировано почти за год до этого – 27 июня 1858 г.

Общество построило линию от Москвы до Сергиева Посада, она была введена в эксплуатацию в августе 1862 года.

В современных границах Северной магистрали самый первый ее участок - Шуйско-Ивановская железная дорога. Официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской ветви. Впоследствии Шуйско-Ивановская железная дорога вошла в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

В 1870 году открывается сквозное железнодорожное движение от Москвы до Ярославля: Обществом Московско-Ярославской железной дороги введен в эксплуатацию участок Сергиево - Ярославль.

1 января 1871 года в общем перечне железных дорог России появляется Московско-Ярославская железная дорога. В июне того же года с введением в эксплуатацию участка Рыбинск – Бологое начинает существовать Рыбинско – Бологовская железная дорога.

В 1871 году начинается строительство железнодорожных путей к Вологде. С введением в строй железнодорожных участков Урочь – Филино и Филино – Данилов Московско-Ярославская железная дорога переименована (в 1873 году) в Московско-Ярославо-Вологодскую железную дорогу.

В декабре 1887 года открывается для движения участок Ярославль – Кострома. 


До Архангельска

В 1890-х годах продолжается интенсивное строительство новых линий и участков дороги. Постройка узкоколейной линии Вологда – Архангельск, начатая 11 июня 1894 года, несмотря на все трудности, была закончена на два месяца раньше срока, и движение по ней открылось в 1898 году.

Общая длина дороги возросла в конечном итоге до 1826 верст, что сделало ее одной из самых протяженных в России. Общество Ярославской дороги было преобразовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, правление которого возглавил Савва Иванович Мамонтов. 


Северные железные дороги

Временное движение на линии Вятка-Котлас открылось в янва­ре 1899 года. А 8 октября комиссия МПС, приняв в эксплуатацию до­рогу, заключает: «…в отношении постройки ее, представляется соору­жением во всех частях его образцово исполнительным».

1 апреля 1900 года на условиях досрочного выкупа Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога принята в казну, в заведование Мини­стерства Финансов, а с 1 января 1902 года – в ведение Министерства Путей Сообщения.

С этого момента строительство ветви Петербург – Вологда – Вятка стало осуществляться за казенный счет. Оно было начато в 1902 году, закончено в 1905 году. Впоследствии эта линия разделилась на две: Санкт – Петербург – Вологда (557 верст) и Вологда – Вятка с ветвью Буй – Данилов (692 версты).

1 ноября 1906 года Московско-Ярославско-Архангельской дороге от казенного строительного Управления был передан участок Вологда – Вятка, а 1 января 1907 года от Николаевской железной дороги – линия Обухово – Вологда с ветвью Званка – Гостинополье.

С января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога получает наименование «Северные железные дороги».

В феврале 1913 года в Ярославле завершается строительство железнодорожного моста через Волгу.

19 мая 1914 года правительство разрешает Товариществу производства минеральных масел соорудить железнодорожную ветвь общего пользования - от станции Чебаково Северных железных дорог до Романово-Борисоглебска, с ответвлением к Константиновскому заводу - под наименованием «Романовская железнодорожная ветвь». Движение по данной ветви было открыто в октябре 1916 года

28 июня 1918 года Советское правительство издало декрет, в соответствии с которым все крупнейшие предприятия промышленности, местного благоустройства и железнодорожного транспорта были объявлены собственностью Советской Республики. 


Северная и Ярославская железные дороги

В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную (с Управлением в Вологде) и Ярославскую (с Управлением в Ярославле) железные дороги.

С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная железные дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потребовалось обеспечить обратный поток эвакуируемых людей и грузов в тыл.

В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт Севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, доставку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, вглубь страны. Работа железнодорожников в годы войны отличалась беспримерным героизмом – в опаснейших бомбардировках, с применением светомаскировки, без сна и отдыха, в условиях дефицита топлива и запчастей обеспечивалось движение поездов. 


Северо-Печорская железная дорога

Еще в предвоенное время было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 километров, в направлении до Воркуты. В конце 1940 года уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 году.

Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства стальных магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. 28 декабря 1941 года из Воркуты в Москву отправился первый «угольный маршрут».

Сооружение моста через Печору и строительство участка Коноша – Котлас - Кожва велось быстрыми темпами, и уже в конце 1942 года Северо-Печорская железная дорога вступила в строй. Строительство 1600 километров стальных путей завершилось на три года раньше срока, за что многие заплатили высокой ценой – здоровьем и зачастую жизнями. 


Северная железная дорога

В 1953 году было произведено объединение Северной и Ярославской железных дорог в Северную железную дорогу с Управлением в Ярославле.

В 1956 году вступила в эксплуатацию линия Кострома – Галич протяженностью 127 километров. Через два года после этого начато строительство крупнейшего по тем временам в Европе совмещенного железнодорожно-автомобильного моста – через Северную Двину в Архангельске, этот мост вступил в эксплуатацию в декабре 1964 года.

В 1959 году Печорская и Северная железные дороги объединены в Северную железную дорогу с Управлением в г. Ярославле.

6 ноября 1958 года было открыто движение на электротяге на участке Ярославль - Московский – Александров. Эта дата и считается началом электрификации Северной железной дороги.

В 70-е годы 20 века ведется строительство новых линий в направлениях: Ядриха – Красавино – Великий Устюг, Архангельск-город – Паленьга, Сосногорск - Троицко-Печорск, Микунь – Кослан – Вендига, Архангельск – Карпогоры, Первушино – Заволжье. К концу 1975 года на дороге завершилась замена семафоров светофорами.

Дальнейшее развитие дороги идет по пути усовершенствования и технического прогресса. Первые персональные компьютеры поступают на Северную железную дорогу в 1982 году, идет разработка систем автоматизации рабочих мест. В 1983 году на СЖД создан информационно-вычислительный центр – головная организация по разработке и эксплуатации автоматизированной системы управления (АСУ).

80-е годы стали для Северной магистрали знаковым временем, на которое пришелся пик объемов перевозок, потребовавший расширения полигона длинносоставных поездов. Первый такой поезд (пассажирский, из 24 вагонов) отправился из Ярославля в Москву 13 июля 1984 года. С 1986 года начинается активная работа по повышению веса поезда.

1989 год отмечен новым достижением в вождении длинносоставных поездов. В марте в Москву был доставлен необычный состав длиной 1,5 км, его вели два локомотива – один впереди, другой – в середине поезда.

В 1990-е годы железнодорожники Северной осуществили большой проект электрификации 117-километрового хода Буй – Вологда.

В 2003 году Северная железная дорога становится филиалом ОАО «Российские железные дороги». Начинается реализация инвестиционных программ для повышения пропускной способности магистрали и укрепления ее инфраструктуры.