Начальники Северных железных дорог до 1917 года
Волков Владимир Николаевич
Начальник Северных железных дорог до февраля 1913 года.
Потомственный дворянин, родился в 1849 году. Окончил Николаевское инженерное училище, Николаевскую инженерную академию.
С 1892 года исполнял обязанности инспектора железных дорог МПС Российской империи. 1 января 1907 года Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога была реорганизована и получила новое название.
Владимир Волков стал первым начальником Северных железных дорог. На этом посту он находился до февраля 1913 года.
Марков малентий феодосьевич
Начальник Северных железных дорог в 1913-1916 годах.
Потомственный дворянин, родился в 1864 году. В 1886 году окончил механическое отделение Санкт-Петербургского технического института, затем, в 1890 году – Институт инженеров путей сообщения императора Александра I.
С 1991 года начал службу по ведомству Путей сообщения, с января 1993 года – в должности ревизора вагонов Императорских поездов. Служил начальником Риго-Орловской железной дороги, затем был переведен в Санкт-Петербург.
Казенную квартиру Марковых в здании Николаевского вокзала, в которой под игрушечную железную дорогу был отдан целый антресольный этаж, описывает в своих мемуарах Сергей Эйзенштейн, друг детства сына Мелентия Маркова.
Службу в должности начальника Северных железных дорог Марков начал с 7 февраля 1913 года.
Малевинский Петр Александрович
Начальник Северных железных дорог с декабря 1915 по май 1916 года.
Родился в 1862 году, потомственный дворянин. Инженер путей сообщения. Служил в должности ревизора вагонов императорских поездов. Принимал участие в строительстве императорского поезда на Александровском механическом заводе Николаевской железной дороги. В 1900 году в Санкт-Петербурге был издан составленный им альбом «Императорский ширококолейный поезд для путешествий по России постройки 1896-1897 годах», снабженный чертежами и множеством фотографий. К сожалению, все вагоны императорского состава были утрачены во время гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В 1905 году П.А. Малевинский был награжден орденом Св. Станислава III степени. На должность начальника Северных железных дорог назначен 25 декабря 1915 года после смерти М.Ф. Маркова. Петр Александрович принял Северные железные дороги во время Первой мировой войны. Для обеспечения военных перевозок полным ходом шли работы по её реконструкции и перешивке участка Вологда-Архангельск на широкую колею.
В январе 1916 года открылось ширококолейное движение на участке от Няндомы до Архангельска-пристани. В срочном порядке шли работы по устройству новых разъездов с обустройством телеграфной и телефонной связи. Для обеспечения военных перевозок на железную дорогу передали с других дорог несколько десятков паровозов и около 500 товарных вагонов узкой колеи.
3 мая 1916 года он назначен начальником Московско-Курской и Нижегородской железной дороги.
Богашев Степан Михайлович
Начальник Северных железных дорог в 1916 году.
Родился в 1868 году. Окончил химическое отделение Санкт-Петербургского технологического института, служил на Средне-Сибирской железной дороге. Сначала в должности помощника начальника депо Боготол, затем ревизора службы тяги, впоследствии – помощника, а затем и первого заместителя начальника службы тяги. В 1900 году После объединения Средне-Сибирской и Западно-Сибирской железных дорог - продолжил службу в должности начальника службы тяги Сибирской железной дороги.
С 1 февраля 1913 года был назначен на должность начальника Сибирской железной дороги. Был попечителем Томского технического железнодорожного училища. С 1 января 1915 года произошло разделение Сибирской железной дороги на Омскую и Томскую, стал начальником Томской железной дороги. В апреле 1916 года Степан Михайлович приказом МПС был перемещен на должность начальника Северных железных дорог (в должности – с 3 мая 1916 года).
В августе 1916 года Богашев был назначен начальником Управления железных дорог МПС. Понимая огромное военно-стратегическое значение северного железнодорожного пути, продолжал курировать работы по увеличению пропускной способности Северных железных дорог. В 1916 году дорога смогла пропускать на участке Архангельск – Вологда до 390 вагонов в сутки, на участке Вологда – Ярославль – 360, Ярославль – Рыбинск – 407.
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 30 ноября 1916 года за № 98 «за труды, понесенные при условиях военного времени, по усилению провозной способности Архангельской лиши Северных железных дорог», Богашев был произведен в действительные статские советники.
С марта 1917 года – главный инспектор Томской железной дороги.
Шмит Вадим Петрович
Начальник Северных железных дорог в 1916-1917 годах.
Родился в 1866 году. Закончил Императорский Новороссийский Университет и Институт Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I. Был директором правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, начальником Юго-Западных железных дорог.
Автор работы «О постройке зернохранилищ-элеваторов на конечных станциях железных дорог». Попечитель Киевского технического железнодорожного училища, почетный блюститель Куяльницкого отделения Инвалидного дома для железнодорожных служащих и рабочих им. Императора Александра II.
С августа (предположительно) 1916 года – начальник Северных железных дорог.
Голев Василий Дмитриевич
Начальник Северных железных дорог в июне-августе 1917 года.
Родился в 1857 году. Обер – офицерский сын, закончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в 1882 году. Службу начал инженером технического отдела в Правлении Орлово-Грязской железной дороги в 1888 году.
C 1907 года – начальник службы пути, с 1908 года – первый заместитель, помощник начальника Московско-Курской и Нижегородской железной дороги. 20 июня 1917 года, после отставки Шмита В.П., принял пост начальника Северных железных дорог.
27 мая 1917 года вышел правительственный циркуляр о совместной деятельности администрации железных дорог с профсоюзами железнодорожников. Это дало право профсоюзам активно вмешиваться в дела железных дорог, контролировать действия руководства. При начальниках дорог была введена Служб комиссаров. Первоначально задачей комиссара было дать оценку деятельности командного состава дорог, в основном с точки зрения их лояльности новой власти и профсоюзу.